Без имен, лиц, указания районов. Просто, что бы знали, что кому-то действительно не все равно. Я уже в прошлом отписывал, что имел опыт охоты с егерями, выезд в рейд на браконьеров. На этот раз немного расскажу об отношении егерей к работе, природе и т.д.
Начну с того, что рейды на браконьеров совершают. Постоянно совершают. АОиР даже выделяет на эти нужды кое-какой бензин в последнее время. Бензина этого не так много, как мне кажется, но лучше, чем ничего. Не хочу, что бы у кого-то сложилось впечатление, что это я своих знакомых в хорошем свете выставляю, абсолютно. Пишу так, как вижу это со стороны.
Чего только стоила история моей охоты на вальдшнепа в горах... Уехал, едем обратно, водитель у нас не охотился, просто повез нас на УАЗике, который потом благополучно засадили и с 10 вечера до 2х ночи откапывали. Ни один егерь с нами не поехал. Просто нашли мне водителя. Водитель, как это часто бывает в сельской местности, выпил на месте... Когда мы ехали обратно, было уже темно, позвонил мой товарищ егерь и сказал, что нас пасут. Ну я подумал, что ГИБДД, началась паника, типа как выезжать, водила же выпил. Суть не в этом. Потом выяснилось, что "нас пасут" - старший егерь, как он мне потом рассказал, когда я поехал с ним на глухаря. Мы ехали сверху горы, а он снизу. Кто там находился наверху - он не знал, но уже собрался вызвать полицию, т.к. слышал выстрелы (стрелял я по 2м вальдшнепам, но смазал) и готов был проверить охотников. Хоть и производственный егерь, а с браконьерами или полиция, или гос. инспектор нужен, что бы все хорошо закончилось. Потом узнал, что там мы, но все равно хотел проверить, вдруг мы глухаря отстреливаем в неположенном районе, а то и вообще без путевок. Я потом с досадой сказал ему:"как же так, приехали в гости на охоту, а вы нас тут с полицией...", на что он спокойно ответил:"предупреждать надо, что едете" и улыбнулся. В принципе, такой подход к делу мне понравился. Не было бы ничего страшного, если бы он нас проверил, т.к. документы все были на руках. Вообще, могу вам сказать, что егеря почти никогда не ходят просто так, что бы кого-то найти. Обычно идут уже целенаправленно. Кто-то отзвонил, где-то ГИБДД сказало, что к вам с оружием заехали. В общем, сарафанное радио. Ну и самые злачные выезды к месту охоты, конечно же, проверяются.
В этом году я твердо для себя решил, что трудоучастие в АОиР в Уфе платить не буду, а потрудоучаствую в районе, либо заплачу 300р, но что бы они остались в районе. Когда я пришел в Уфе платить, то сказал, что мне взносы. Сразу была озвучена сумма в 800р, я повторил, что только взносы. Меня сразу же спросили, а где и как я собираюсь трудоучаствовать, что вообще буду делать. Я сказал, что работа найдется. Нет, мне не жалко 300р, просто лучше я заплачу их в районе и они хотя бы там на что-то дельное пойдут, а не уплывут в непонятно для меня куда. В 6-00 утра мы совершили рейд на браконьеров. Браконьеров не поймали. Об этом напишу тоже.
Из рейда мы вернулись где-то в 12-00. Тут мне и предложили потрудоучаствовать, а я с радостью и согласился. Нужно было забрать соль и отвезти ее на солонцы. Я решил отметить своего желанного глухаря, взял водки, коньяк, докупил мясо и мы двинули в путь. Было нас 4 человека - 2 егеря, один родственник егеря (просто помощник, безвозмездно), я.
Дорога до солонцов проходила через пасеку. До пасеки - поля-луга, местами на дороге лежали поваленные деревья, где дорога проходила по лесу, но т.е. за день до нас сосед по пасеке ездил туда - он 8 часов расчищал дорогу один, мы спокойно почти везде проехали. А вот дорога до солонцов была... В общем, дороги этой было 2.5 километра. Представляла она из себя вот такое вот:

2 бензопилы. Двое пилили, я и старший егерь оттаскивали спиленные и распиленные деревья. Местами лежали огромные березы, которые приходилось пилить на 4-6 частей, что бы можно было откидать от дороги.
Расчищается все это до вот примерно такого состояния:

При чем нужно не просто откидать то, что мешает проезду, но и постараться откидать то, что может поцарапать машину. Егеря ездят в основном на своих личных автомобилях (и удобнее, и надежнее, и топлива тратит меньше). Есть УАЗик АОиРовский, но про уазик было сказано, что он может и не доехать... Рисковать не стали.
Когда силы уже были на исходе, а за 4 часа работы мы покурили только 1 раз, я сказал, что если мы сегодня доберемся до солонцов, то я честно отработаю свои 300р трудоучастия. Посмеялись и продолжили. В итоге мы затратили 6 часов почти непрерывной работы вчетвером. Добрались до будки, которая стояла рядом с солонцами, выгрузили соль, раскидывать пока не стали, не было сил.
Вот так вот скромно развели костер, пожарили мясо, попили чай, немного выпили, кто был не за рулем. И попрошу заметить, все это делалось в выходной день...

Так же по дороге на солонцы егеря засевают семечку для медведя. Привозят какой-то ручной агрегат и рассеивают. Солонцы оборудованы не только для копытных животных, но и для зайца. Вот именно на примере таких людей я могу сказать, что им действительно не пофик на природу и свою работу, к которой они подходят очень ответственно за копеечную зарплату.
В дороге мы обсуждали вопросы нахождения охотничьих собак в закрытый для охоты сезон, про эти "специальные площадки", которые забыли определить, я интересовался охотой на копытных животных, а популяции.
Одному кабану на сезон нужно около полутонны зерна, что бы нормально жить и размножаться. Если поголовье около 400 особей, то смело можно отстреливать 200-250 особей. При должном откорме популяция будет восстанавливаться. Самка как бы регулирует количество поросят в помете. Если корма много, то и поросят будет много, если мало, то 2-3. Так же сказали, что как правило на каждую лицензию приходится 2, а то и 3 отстрелянных животных. Взяли одного, быстренько разделали, вывезли, отметки не поставили. Это происходит сплошь и рядом, так же и с перестрелом. Я поинтересовался, как бы они решили вопрос перестрела. Решение, по моему мнению очень правильное, только такого не будет, думаю.
Путевки на копытных животных нужно делать бесплатные. Ну как бесплатные... Не совсем. Все путевки должны находиться только у егерей по районам. Приезжаешь в район, едешь к егерю, говоришь, что планируешь к добыче столько-то особей такого-то животного. Заправляешь автомобиль егеря, либо едешь на личном автомобиле с егерем, устраивается загон или подход. Егерь везет на место, где шанс отстрелять животное высокий. В случае загона, если происходит перестрел - оплачивается столько животных, сколько было отстреляно. Все по прайсу. Так же оплачивается работа по сопровождению егеря. Если нужно обдирать шкуру/разделывать животное - все это оплачивается отдельно.
Все это обсуждалось без каких-либо сумм и цифр, просто мысли вслух, как это можно реализовать. При таком подходе не было бы проблем с зарплатами егерей, была бы повышена безопасность на охоте, от этого все бы выиграли. Возможно, путевки выдавались бы в первую очередь тем, кто действительно принимает какое-то участие в жизни охот. хозяйства.
Примерно то же самое реализовано в охот. хозяйстве Меселинское, там работают по факту отстрела животного, как мне рассказали, когда я там общался с егерями. Судя по информации на сайте, в охот хозяйстве Ташлы тоже самое. Там все расписано. Это - правильно. Это - решение. Как к этому прийти - вопрос...
Вопросов поднималось много, мне было очень интересно послушать про охоты, про жизнь хозяйство, про отношение людей к работе. Для них это повседневные будни, а для меня - бесценный опыт общения и хоть какой-то вклад в жизнь охотничьего хозяйства.